Православный женский день
|
В третью неделю (в
церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша
Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии
Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.
Это те самые женщины,
которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как
померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники
воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те
самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые
следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу
книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины,
которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас,
заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями,
забыть о своём ученическом долге.
Слабые, пугливые женщины
чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ
мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым
явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого
из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав,
сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом,
высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения
и подражания?
Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое
из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была
избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их
следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как
за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту
и явную враждебность к Нему первосвященников.
Представьте, что должны
были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и,
наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили
домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева
смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли
только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.
«И вот, ещё ученики –
апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё
отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А
верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё
не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных.
Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние
времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что
чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов
верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет
историк Владимир Махнач.
С женщиной в мир пришёл
грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией.
Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца
Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая
создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через
женщину произошло и высшее благо».
Путь мироносиц не был ни
загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь
разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю,
заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его
испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала
всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину,
помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными,
чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на
рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса.
И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом
отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились
возвестить апостолам о случившемся.
Священномученик Серафим
(Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и
близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми
человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно,
достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо
доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не
только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно
совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления,
одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают
Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».
Они достигли искренности
по любви своей ко Христу и совершённым покаянием
избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему
христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы
о человеке, образцом покаяния!
Долгие века был у нас
православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым
главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых
жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его,
потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через
календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей
страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных
текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью
общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что
осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено,
украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна –
православная. А государство существует для служения обществу, нации».
А пока давайте
поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И
праздновать. И радоваться. В этом 2007 году неделя 3-я по Пасхе (то есть третье
воскресенье) приходится на 22 апреля.
Марина Горинова Газета "Благовест"
ВОСКРЕСЕНЬЕ
ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Порповедь митрополита Антония Сурожского
15 мая 1974 г.
Не убеждения и даже не
глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь
может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня
празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа
Аримафейского и жен-мироносиц.
Иосиф и Никодим были
тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся
предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих
противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их
прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда
Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в
течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по
преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним
оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед
всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафей-ский просить тела
Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе
с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они
уже больше никогда не отказались.
И
жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом
от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать
Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми,
учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не
знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись
стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников,
кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело
Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими,
осужденного чужими преступника.
Позже два ученика, когда
достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот,
который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил
Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам
“возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а
Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать
учеником: И ему принесите весть о прощении...
И когда эта весть дошла
до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что
воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно
вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И
действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его
измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще...
Любовь оказалась крепче
страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где
рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все... Так
в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает.
Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может
сразиться со смертью – и победить.
И поэтому, когда мы
будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу,
по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к
родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и
непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика
Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого
найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз,
останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.
А в ком окажутся только
крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью,
которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога
этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь