Можно ли православным праздновать 8 марта

 

В религиоведении и в культурологии есть такой жанр работы: мифологическая реконструкция. Как археолог по обломку колонны пытается восстановить вид храма, как палеозоолог по позвонку пробует восстановить облик динозавра, так историк религии по жесту, по обрывку, по глухому упоминанию пробует реконструировать то верование, которое некогда было живо и определяло судьбы людей, а затем захирело и ушло. Вот есть некий гимн, есть странное имя некоего духа или божества. Но что за божество, почему именно к нему обратился именно в этой ситуации именно этот человек? Что для него означала эта молитва? Какой должна была быть его вселенная, чтобы в ней эти странные слова оказались бы исполнены смысла?

 

Таким осколочком, позвонком от динозавра дошло до наших дней празднование 8 марта. Что стоит за этой традицией? Почему она так живуча, несмотря на то, что родом она из той поры, которую сегодня принято ругать? Какие верования, ассоциации, мысли и надежды связывались с этой датой в те дни, когда празднование 8 марта было не традицией, а неслыханной новизной?

 

Много лет в приближении этой даты я начинал спрашивать всех встречных, включая историков и журналистов, изготовившихся писать праздничные очерки: почему мы празднуем именно этот день? Весну естественно было бы встречать 1 марта. Логично было бы ее чествовать 22 марта – в день весеннего равноденствия. День женщины можно было бы праздновать в любое из воскресений весны. Но почему же было выбрано именно 8 число марта? Нет-нет, пояснял я, я не против празднования женского дня, не против того, чтобы начало весны знаменовалось светским праздником, а не только церковной масленицей. Но почему именно 8 марта было избрано для такого праздника? Почему празднуется 7 ноября–понимаю. Почему день классовой солидарности трудящихся отмечается 1 мая – тоже всем известно (по крайней мере, официальная версия уверяет, что это память о демонстрации рабочих в Чикаго). Но выбор 8 марта не был объяснен никак. Ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта и оказалось столь значимо и памятно для пламенных революционеров, что они решили хранить в веках память об этом дне.

 

Но если люди празднуют день, о мотивах празднования которого им самим ничего не известно –не странно ли это? Не делает ли это возможной ситуацию, при которой одни люди (статисты, приглашенные на праздник) отмечают одно, а другие (организаторы) празднуют нечто совсем иное? Может быть, организаторы решили не разглашать тайну своей радости? Мол, радость у нас большая, и мы не против того, чтобы весь мир нас поздравлял с этим днем.

 

Верно ли, что 8 марта –день Женщины? Ведь всем известно, что 8 марта –Международный женский день. Также всем известно, что женщины живут во всех странах. Кроме того, почти всем за последние годы стало известно, что 8 марта отмечали только в СССР. Почему же женщины остальных стран его не отмечали? Значит, это был не день женщины как женщины. В этот день надлежало прославлять женщин с определенными качествами. И эти качества почему-то не очень ценились в других странах. Причина этой странности очевидна: 8 марта –не день женщины, а день женщины-революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала XX века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось. Революция, как известно, живет религиозным пафосом, она сама есть миф, а для мифа характерно мышление прецедентами. И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха?

 

Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин (с ее именем связывают 8 марта) –еврейка (выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его «до основанья»). И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура –Эсфирь.

 

Много веков назад она спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа –праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне.

Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать Международный женский день, праздник Пурима пришелся на 8 марта.

 

Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого).

 

Этот замысел был бы всего лишь остроумен, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жары или Новолетия. Но Пурим слишком уникален.

 

Эсфирь, узнав о желании своего мужа – персидского царя уничтожить ненавистных ему евреев (о национальности супруги правитель не знал), обманом вынудила его подписать указ иудеям избивать персов.

 

Всего было уничтожено 75000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами иудеям. Участь персидской империи была предрешена.

 

Как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня? Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы –это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детейурим– праздник избиения врагов. Из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом. Истории нет, погресса нет. Роста духовного сознания и нравственности нет. Ветхозаветная кровожадность не преобразилась.

 

   Приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря. 8марта по новому стилю – это 23 февраля по старому. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали «восьмое марта», в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. Но – надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: «День Красной Армии». Память о первом сражении и первой победе.

 

Но это – миф. 23 февраля 1918 года не было еще ни Красной Армии, и не было ее побед. Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводу первой годовщины «великой победы». Лишь в 1922г. 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии. Однако, еще за год до 23 февраля 1918 г., «Правда» пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем.

 

Впрочем, придумать празднованию 23 февраля прикрытие надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917г. началась Февральская революция. Поскольку большевики не играли в ней ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои святцы, то надо было дню свержения самодержавия (сохранив его праздничность) дать иное название. Он стал Днем Красной армии.

 

Падение Российской Империи совпало с разгромом империи Персидской. С Пурима 1917г. в России запахло погромом – погромом русской культуры... Так что советское поздравление с 8 марта (равно как и с 23 февраля) – это еще и поздравление с «избавлением» от «царизма». Православным же людям поздравлять друг друга с таким праздничком –это уже не смирение, а садомазохизм.

 

И еще: единственное военное событие, происшедшее 23.2.1918 – это решение ЦИК Совнаркома о принятии условий Брестского мира. Это – день капитуляции России в Первой мировой войне. Капитуляции по воле Интернационала, превратившего «войну империалистическую (точнее–отечественную) в войну гражданскую». Трудно найти более позорный день в военной истории России (в том числе –Советской России). И то, что сегодня этот день называют «Днем защитника Отечества», еще одна издевка.

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz